Наткнулся на гениальную статью в которой описывается образ Робота в мировой литературе. Оказывается Буратино, Щелкунчик, даже булгаковский Шариков, все они являются интерпретацией проблемы робота и человека. Очень занимательно - http://latinisttt.livejournal.com/38589.html
Никогда раньше мне не приходило в голову смотреть на это таким образом. Некоторые моменты в статье приувеличены, но дело не в том. Эта статья – приоткрывает нам глаза на более масштабную проблематику. Которую я сейчас попытаюсь описать.
Давайте посмотрим на проблему Робота и Человека чуть шире. Возможно ли сказать, что проблема научного детерминизма, сухой рациональности в противовес гуманистической философии в конце концов упирается в диллему «Робот – Человек»? Проблема свободы воли, это тоже разговор об этом. Со времен Платона, еще до появления понятия робота – люди пытались ответить на вопрос что управляет их поступками.
С позиций физики, робот как холодное существо – воплощение твердых законов природы. Вплоть до появления квантовой механики, считалось что поведение любого объекта (читай – частицы, человека) можно определить зная его изначальное положение и другие исходные данные. Но Копенгагенская интерпретация, принцип неопределенности вскоре разрушили былые представления о мире. Современная физика возвратила человеку свободу воли, которую отобрали у него Ньютон и другие представители традиционной науки. Робот, который безраздельно управлял умами на протяжении 17, 18, 19 веков отступил. Ведь робот как концепция есть существо полностью прогнозируемое, калькулятор лишенный человеческих слабостей.
Общественные науки, социальные дарвинисты тоже поклонялись роботу. Гитлер, Муссолини, Сталин – были верными слугами этой идеи. В соответствии со своими понятиями о мире, они преобразовывали и общество, пытались создать идеального человека или нацию. Тоталитарное государство, с его стремлением к контролю, армиями – это мир в котором Робот управляет человеком. Господство Системы, микросхемы вместо разума - это чуть ли не главная тема в искусстве и музыке XX века.
«Война с Саламандрами» Чапека, «1984» Оруэлла, Пинк-флойдовская "Стена" – это все разговор об одном и том же.
Этот дуализм заложен в самой основе, того что мы называем Вселенной. Силы гравитации, стягивающие планеты и атомы создают в конечном итоге фундамент для построения твердого мира. Мира построенного по кирпичикам. Это мир который мы наблюдаем вокруг себя каждый день. Это иерархия холонов (по К. Уилберу) и цепочка социальных институтов – Генерал – Полковник – Подполковник -… Рядовой. Парламент – Областной Совет – Поселковый Совет.
Говоря «Вся власть Советам» мы сами того не понимая поддерживаем атомарную картину мира. Подчинение одного элемента другому. Это путь к порядку – упорядочиванию Хаоса. В масштабах всей Вселенной эту функцию выполняют силы гравитации – а на уровне государства – милиция или левые ультра-радикальные группы (все их лозунги строятся на идее – «навести порядок», усмирить распустившихся либералов, жидов, кавказцев, кого угодно).
Но сила Гравитации, которую представляет Робот – имеет и свой антипод в физическом мире – тенденцию Вселенной к расширению. Наблюдения говорят нам о том что галактики все больше и все быстрее удаляются друг от друга. Силы Хаоса вступают в борьбу с силами порядка.
В таком случае большинство мировой литературы упирается в проблему Робота. Даже романы в жанре фэнтэзи – допустим «Властелин Колец» где маленькие свободолюбивые человечки (хоббиты) вступают в битву с империей Саурона (миром гоблинов, роботов и прочих хладнокровных монстров). И побеждают. У Майкла Муркока мы прямо сталикваемся с борьбой Порядка и Хаоса.
Или «Звездные войны». Черный лорд Вэйдер со своей Империей символизирует силы порядка, силы Зла, - здесь явно читаются роботические коннотации.
Борьба добра со злом – то на чем мы воспитываемся с детства, это лишь маски за которыми стоят концепции «Человечности и Роботичности».
Очевидно, что мир гораздо сложнее чем просто борьба двух противоположностей. Добро и Зло – это слишком упрощенные, умозрительные концепции. В действительности Добро перетекает в Зло и наоборот. Древние китайцы это понимали (Инь-Ян). Существует бесконечное число промежуточных состояний. Мы теперь начинаем понимать, что силы порядка и хаоса уравновешивают друг друга и одна не может существовать без другой. На уровне квантовой физики это работает как процессы синтеза и распада. Сжавшись до максимальных пределов плотности, материя «схлопывается», следует взрыв и новый выброс энергии. Это испокон веков заведенный порядок.
Робот и Человек соседствуют в человеческой душе. Или говоря по другому, они не существуют нигде кроме как в душе человека. Когда Раскольников бьет старушку обухом топора, он стремится исправить весь мир, насильно привести его в соответсвие со своими идеалами. В нем побеждает Робот. Посмотрите на выражение его лица! У него наверняка холодный взгляд и плотно стиснутые губы. Бесполезно читать ему стихи в этот момент. Он – Робот, машина. Только через некоторое время в нем опять проснется Человек.
И так каждый день, Робот и Человек ведут борьбу в нашей душе. Мама заставляющая сына убрать игрушки, разбросанные в комнате – представляет силы порядка. Но уже спустя мгновение она будет готова прижать сына к груди и простить за разбитую вазу. В ней побеждает Человек. Излишне даже говорить, что Иисус Христос – как Бог и как Человек проповедующий прощение врагов и любовь противостоит Роботу. Возможно художники еще напишут символическое произведение в котором Христос вступит в битву с железным Роботом за сердца человечества.
И в этом бою, хотелось бы надеятся не будет проигравших и победителей. Мы это уже проходили. Победив Зло, Добро автоматически становится Злом и занимает его место.
В битве Робота с Христом они должны либо вместе погибнуть в пучине, либо простить друг друга и с этого момента править вместе. Снова заключить мировой договор, который судя по Ночному Дозору существовал всегда и был нарушен.
Тогда милиционер простит невинного мальчишку-наркомана и опустит дубинку. Тогда Люк встретится со своим отцом Дартом. Тогда Каспаров обнимется с Путиным. И будет тот самый счастливый момент когда Робот заглянет в глаза Человека, и они попытаются понять и простить друг друга.
0 Comments:
Post a Comment
Subscribe to Post Comments [Atom]
<< Home